УДК 63:061.1:026:021.9:023.5(571.1/.5)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМИ КАДРАМИ В СО РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ

Т. Н. Мельникова, директор ГНУ ЦНСХБ СО Росселъхозакадемии, кандидат педагогических наук

There is analyzed the condition of personnel resources in the agricultural libraries network of Siberian Branch of the Russian Academy of Agricultural Sciences. There has been proposed a number of effective measures on preserving and developing the personnel.

Наиболее значимой составляющей экономики предприятия или организации любой формы собственности являются кадровые ресур­сы. Именно человеческий фактор, профессионально-образовательный уровень, другие качественные и количественные характеристики тру­дового потенциала определяют в настоящем и будущем трудовые воз­можности предприятия, региона, страны в целом.

За годы экономических реформ и экспериментов в нашей стране нанесен серьезный урон системе кадрового обеспечения организаций науки. К числу наиболее пострадавших относятся работники библио­тек, органов информации, патентных служб. В начале 90-х гг. они пер­вые ощутили на себе серьезность мер непродуманной политики, так как были в значительной мере подвергнуты сокращению и реорганиза­ции. Кроме того, политика ограниченного финансирования комплекто­вания библиотечных фондов, отсутствие средств на развитие информа­ционных технологий привела библиотеки к стагнации.

Совершенно очевидно, что современные задачи аграрной науки тре­буют сохранения библиотек, их информационного потенциала, стабили­зации и развития библиотечно-информационной деятельности как фак­тора дальнейшего социально-экономического развития АПК в целом.

Цель настоящей статьи - дать краткий анализ состояния кадровых ресурсов в сети сельскохозяйственных библиотек СО Россельхозака-демии (далее - СО РАСХН) и предложить ряд действенных мер к их сохранению и развитию.

В настоящее время из 30 НИУ 26 имеют в штате специалистов, отвечающих за библиотечно-информационную деятельность в институте. В 7 библиотеках НИУ работают библиотечные работники, в 19 НИУ библиотеки находятся в структуре других отделов института и функции библиотекаря как дополнительные обязанности, выпол­няет ученый секретарь, патентовед, референт, секретарь директо­ра, любой научный сотрудник. Все сотрудники имеют высшее об­разование. Вопрос об увеличении числа библиотечных работников в библиотеках НИУ возникает крайне редко. В принципе нагрузка числа пользователей на одного библиотечного работника в НИУ СО РАСХН по средним показателям ниже данных, представленных в ис­следовании библиотек Министерства культуры России на селе (100 пользователей в библиотеках НИУ СО РАСХН - 398 - в библиотеках Минкультуры) [1].

Анализ средней заработной платы работников библиотек сделан на основе данных отчетов НИУ за 2000-2006 гг. Так как большинство библиотечных работников состоят в штате НИУ в качестве научных сотрудников либо в какой-то иной должности, можно сделать предпо­ложение, что динамика роста средней заработной платы в НИУ дает вполне объективное представление о росте заработной платы работни­ка библиотеки (рис. 1).

П 2000г. ■ 2001г. 0 2002г. □ 2003г. Н 2004г. И 2005г. 112006г.

Рис. 1. Динамика средней з/платы ГНУ СО РАСХН за 2000-2006 гг.

Анализ показывает, что средняя заработная плата в НИУ выросла с 1200 руб. в 2000 г. до 6000 руб. в 2006 г. Следует отметить, что оплата труда в НИУ формируется как из бюджета, так и из средств, поступаю­щих от предпринимательской деятельности. Это дает возможность уве­личивать размер заработной платы, выплачивая основную тарифную ставку по ETC из бюджетных средств, а доплаты, при наличии обосно­ваний, осуществлять из дополнительных источников. В структуре об­щих затрат НИУ в 2006 г. заработная плата составляет 30 %, в 2000 г. -50 и более процентов. В целом можно сделать вывод о положитель­ной динамике роста заработной платы в НИУ, соответствующей общей тенденции роста финансирования. Однако следует заметить, что про­ведение анализа заработной платы работников бюджетной сферы, не имеющих, как правило, других источников доходов, необходимо про­водить в сравнении с номинальной и реальной заработной платой. Но­минальная заработная плата, как определяют экономисты, это сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой труд в тече­ние определенного периода времени [2]. Величина заработной платы -это уровень заработка, дохода, но не уровень потребления и благосо­стояния человека, который определяется размером реальной заработ­ной платы. В понимание реальной заработной платы вкладывается та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести на получен­ные деньги. При постоянном росте инфляции необходимо учитывать, что реальная заработная плата находится в обратно пропорциональной зависимости от уровня цен на предметы потребления и платные услу­ги. Поэтому сам по себе рост заработной платы еще не достаточный показатель объективно существующей возможности привлечения к ра­боте кадров высокой квалификации. Для решения задач качественного улучшения библиотечно-информационной деятельности необходимо привлечение не только библиотекарей с высшим библиотечным обра­зованием, но и инженеров-программистов, системных администрато­ров, менеджеров, психологов [3]. Кроме того, важным является сти­мулирование повышения квалификации библиотечных работников, получения дополнительного образования или новой специальности.

По анкетным данным, в ряде библиотек трудится стабильный со­став библиотекарей - специалистов высокой квалификации - в НИИСХ Крайнего Севера, Якутском НИИСХ, СибНИИСХ, ВНИИБТЖ, Заб-НИИСХ, СибНИИСХ и торфа, НИИ ветеринарии Восточной Сибири.

В штате других НИУ профессиональных библиотекарей практически не осталось, хотя данных по динамике увольнений работников библио­тек нет. Однако можно с уверенностью сказать, что помимо названных НИУ кадрам, работающим в библиотеках, руководители других инсти­тутов не уделяют должного внимания. К сожалению, на вопрос анкеты о повышении квалификации практически все ответили отрицательно, кроме библиотекарей НИИСХ Крайнего Севера и Якутского НИИСХ, принимавших участие в семинаре - совещании в ЦНСХБ РАСХН (г. Москва) в 2003 г.

По результатам анализа анкет и посещений библиотек региональ­ных НИУ в 2003-2006 гг. выяснилось, что к работе с новыми инфор­мационными технологиями библиотеки НИУ еще далеко не готовы. Следует отдать должное работе штатных библиотечных работников старшего поколения, силами и имеющимся багажом знаний которых поддерживаются традиционные карточные алфавитный и системати­ческий каталоги, ведется библиотечное обслуживание сотрудников ин­ститута - читателей библиотеки. В большинстве библиотек нет ком­пьютеров, отсутствуют обученные специалисты. В действительности только небольшое число НИУ, например, НИИСХ Крайнего Севера, Якутский НИИСХ, СибНИИСХ, ВНИИБТЖ имеют библиотечных ра­ботников, способных работать в соответствии с требованиями време­ни. Постоянное отсутствие финансовых средств на развитие библиоте­ки отталкивает работников от выполнения обязанностей библиотекаря, не говоря уже о привлечении новых специалистов.

К сожалению, руководители ряда региональных НИУ недооцени­вают роль и значение библиотек, их возможности в оказании реаль­ной помощи науке. Наиболее типичный пример - сокращение кадров, в первую очередь за счет библиотекарей, информационных работников и даже патентоведов. Ограниченный объем средств на комплектование позволяет проводить подписку только на профильные журналы изда­тельства «Наука», фонд библиотеки пополняется трудами сотрудников института и близких по профилю научных организаций. Подчас выпи­сываемые журналы находятся в кабинете директора и не возвращаются в библиотеку. Далеко не все руководители имеют представление, как развивать научно-информационную деятельность НИУ, и, как след­ствие, не видят перспектив развития библиотеки, не считают нужным осуществлять финансовые вложения в ее развитие. Произошло то, что, сокращая ресурс финансирования и должного кадрового обеспечения библиотек НИУ, руководители практически «законсервировали» свои библиотеки, тем самым приостановили их деятельность и развитие. Поиск выхода из сложившегося тупика - внимательное изучение опы­та работы ЦНСХБ СО РАСХН, в том числе в направлении сохранения кадрового потенциала.

Анализ состояния кадровых ресурсов в ЦНСХБ СО РАСХН пока­зывает следующее. В 1991 г. по штатному расписанию в библиотеке числилось 90 штатных единиц, среднесписочное число составляло 59 единиц. С 1993 г. началось резкое уменьшение названных показателей (соответственно 66 и 58), 1994 г. - 64 и 45. В 1995 г. на начало года чис­лилось 43 сотрудника, в конце года - 35. В 1996 г. среднесписочный со­став составлял 44 ед., в 1999 г. - 39, 2000 г. - 37. С 2001 года динамика кадрового состава несколько стабилизировалась: 2001 - 42, 2002 - 43, 2003 - 44, 2004 - 45, 2005 - 43, 2006 - 42 ед. (рис. 2).

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Рис. 2. Среднесписочная численность работающих ЦНСХБ СО РАСХН, чел.

Средняя заработная плата в рассматриваемый период имеет следую­щую динамику: 1991 г. - 427 руб., в 1996 г. - 360 руб., с 1999 г. заработная плата повышается - 705 руб., 2000 г. - 1245 руб., 2001 г. - 1587 руб., 2002 г. - 2608 руб., 2003 г. - 3089 руб., 2004 г. - 3911 руб., 2005 г. - 5174 руб., 2006 г. - 7944 руб. (рис. 3).

Рис. 3. Средняя заработная плата работающих ЦНСХБ СО РАСХН, тыс. руб.

Делать выводы об уровне заработной платы в период с 1992 по 1998 г. очень сложно, так как денежная реформа и деноминация не по­зволяют провести обоснованное сравнение. Ясно одно, что уровень за­работной платы не соответствовал прожиточному минимуму, что по­служило основанием для увольнений сотрудников и резкого снижения кадрового состава. К сожалению, из библиотеки по различным причи­нам уволились специалисты с высшим библиотечным образованием. Главные из которых - низкая заработная плата, падение престижа про­фессии, чувство профессиональной неудовлетворенности, снижение мотивации к деятельному, результативному труду.

В настоящее время в ЦНСХБ СО РАСХН работают 45 специалистов, в том числе 25 библиотечных работников с высшим и средним специ­альным библиотечным образованием. Средний возраст сотрудников - 51 год. Наряду с молодыми сотрудниками продолжают трудиться библио­текари, начавшие работу в ЦНСХБ СО РАСХН с первых лет ее созда­ния. Они активно осваивают новые информационные технологии, име­ют высокую мотивацию к продолжению трудовой деятельности. Можно сказать, что оставшиеся в трудовом коллективе работники после всех сложных лет реформ - это люди, преданные своей профессии, настоя­щие профессионалы, высоко оценивающие интеллектуальный характер библиотечного труда и свои интеллектуальные способности, которые могут и готовы решать новые задачи, стоящие перед библиотекой.

К числу факторов стабилизации библиотечного коллектива отно­сятся некоторые особенности труда в бюджетной сфере, которые со­держат определенные преимущества. Это связано с гарантированны­ми выплатами заработной платы в соответствии с законодательством дважды в месяц, выплатой пособий сотрудникам по болезни, а также женщинам, имеющим детей, другими социальными гарантиями. В би­блиотеке как бюджетной организации руководство более ответствен­но подходит к вопросу соблюдения трудового законодательства, гаран­тирующего стабильность трудовой деятельности, отсутствие угрозы увольнения при условии соблюдения трудовых норм и правил. В би­блиотеке, где, как правило, трудится женский коллектив, очень важен трудовой распорядок с применением графика гибкого рабочего вре­мени, позволяющего регулировать продолжительность рабочего дня с учетом личных потребностей.

В целях повышения социального и профессионального статуса в ЦНСХБ СО РАСХН введена практика работы специалистов на усло­виях взаимозаменяемости. Каждый специалист, особенно новички, проходят стажировку во всех подразделениях библиотеки. Любой ра­ботник готов заменить временно отсутствующего сотрудника, что по­ложительно сказывается на повышении квалификации и микроклимате в коллективе. Эта одна из форм совмещения профессий, должностей как разновидность вторичной занятости, а также внутреннее совмести­тельство стимулируются соответствующими доплатами. В библиотеке не приветствуется работа по совместительству в других организаци­ях, так как опыт показывает, что это имеет негативные последствия и ведет к снижению качества работы и дисциплины. Однако на услови­ях внешнего совместительства широко привлекаются специалисты из смежных областей - инженеры, программисты.

Многие из перечисленных факторов, определяющих характерные черты кадрового потенциала, введены в практику работы библиотеки. К сожалению, на протяжении ряда лет в ЦНСХБ СО РАСХН, так же как и в библиотеках других ведомств, наблюдается процесс оттока моло­дых специалистов в сферы деятельности с более высокой заработной платой. Не получают желаемого отклика и обращения в вузы культуры с просьбами ориентации выпускников на работу в библиотеке, с мак­симальным учетом меняющихся приоритетов, лежащих в основе моти­вации библиотечного труда.

Основой этих перемен является перемещение акцентов от мораль­но-психологических факторов мотивации труда, что характерно для более экономически стабильных условий жизни, к факторам более прагматичным - стремлению получить от результатов труда большее денежное вознаграждение.

Понятно, что меры, предпринимаемые государством по индекса­ции размеров заработной платы, в основе которой лежит ETC, карди­нальным образом не способны изменить ситуацию по привлечению в библиотечную профессию молодежи, а также специалистов и про­фессионалов из смежных областей. Нужны дополнительные меры, и условия для их реализации имеются. На наш взгляд, единственной ле­гитимной мерой повышения заработной платы библиотечных работни­ков является введение системы доплат и надбавок в библиотеке либо в НИУ, структурным подразделением которого библиотека является. Именно благодаря введению доплат на основании разработанных би­блиотекой Положений, уровень средней заработной платы сотрудни­ков ЦНСХБ СО РАСХН в течение ряда лет находится на уровне оплаты труда научных сотрудников НИУ.

Основой введения доплат и надбавок к должностному окладу ра­ботника является Трудовой кодекс, коллективный договор и положе­ния, определяющие условия установления доплат.

Рассматривая фактор повышения заработной платы как основу стимулирования интеллектуального и результативного библиотечного труда, в ЦНСХБ СО РАСХН с начала 1990-х гг. действуют положения, определяющие условия установления доплат сотрудникам библиоте­ки. Эти документы содержали порядок введения и оформления доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслужива­ния или увеличения объема выполняемых работ, тяжелые и вредные условия труда, знание и применение иностранных языков, выполне­ние особо важных (срочных) работ по поручению администрации би­блиотеки на срок их проведения, доплаты за высокие творческие, про­изводственные достижения в работе, звание «Заслуженный работник культуры», ученую степень. В 1991 г. введено «Временное положение о премировании сотрудников ЦНСХБ СО Россельхозакадемии», в ко­тором определены условия и источники премирования, порядок фор­мирования средств на премирование, размеры премий. В 1996 г. было введено «Положение о порядке установления ежемесячных надбавок к должностным окладам за стаж работы сотрудникам ЦНСХБ СО Рое-сельхозакадемии», определившее порядок исчисления и установления стажа работы, дающего право на получение надбавки, порядок начис­ления и выплаты надбавки за стаж работы. Следует отметить, что вве­дение надбавки за стаж работы в библиотеке подчеркивает отличитель­ную особенность библиотечного труда, которая состоит в накоплении профессиональных навыков во времени. Можно с уверенностью ска­зать, что в библиотечной профессии есть участки работы, например, систематизация, каталогизация, которые требуют особых навыков и способностей человека. Профессионализм этих областях достигается кропотливой, вдумчивой, систематической работой в течение длитель­ного периода времени. В течение многих лет на основании этих По­ложений, введенных в соответствии с действующими нормативными документами и утвержденных Коллективным договором ЦНСХБ СО РАСХН, приказом директора вводились доплаты и надбавки, позво­ляющие повышать уровень заработной платы в пределах фонда опла­ты труда и имеющегося финансирования. Источниками доплат служат бюджетное финансирование и средства, полученные от предпринима­тельской деятельности. В 2004 г. в связи с введением нового Трудового кодекса, меняющимися реалиями, было введено «Положение о порядке установления сотрудникам ГУ ЦНСХБ СО РАСХН доплат и надбавок стимулирующего характера», в котором был определен порядок фор­мирования и распределения доплат и надбавок стимулирующего ха­рактера и источники их установления. Отличительной особенностью этого Положения является дифференцированный подход к определе­нию размеров доплат и надбавок на основе выполнения сотрудника­ми индивидуальных планов работы и внеплановых заданий с учетом эффективности труда и оценки полученных результатов. Главные по­казатели: творческий вклад, ответственность, качество и своевремен­ность выполнения работ, инициатива и самостоятельность, прояв­ленные в выполнении работ. В 2006 г. был утвержден новый вариант «Положения об установлении ежемесячной надбавки к тарифной став­ке (окладу) ETC за непрерывный стаж работы сотрудникам ГУ ЦНСХБ СО РАСХН», также внесенный в Коллективный договор. Наличие всех вышеназванных документов является необходимой локальной норма­тивной базой, позволяющей обоснованно и легитимно осуществлять доплаты сотрудникам, стимулируя эффективный и результативный труд, повышая его мотивацию. Это важное условие подтверждает­ся налоговыми органами, органами федерального казначейства и фи­нансового контроля при проведении проверок целевого использования бюджетных средств. В поддержку разработки и принятия подобных Положений Министерством здравоохранения и социального развития РФ 29 декабря 2007 г. издан приказ № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимули­рующего характера в федеральных бюджетных учреждениях». В нем определены основные виды выплат стимулирующего характера за ин­тенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых ра­бот, стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

В связи с передачей ряда финансовых полномочий от федераль­ной власти к субъектам Федерации в регионах должны разрабаты­ваться и приниматься нормативные акты, на основе которых мо­гут вводиться новые системы оплаты труда, широко применяющие стимулирующие факторы. В целях оказания методической помощи в разработке таких документов ежегодно решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Ми­нистерство здравоохранения и социального развития РФ, обще­российское объединение профсоюзов, координационный совет ра­ботодателей) разрабатываются Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федераль­ного, региональных и местных бюджетов [4]. Такие документы для библиотечных работников разработаны и введены в Кемеровской области (введение 100 % «губернаторской» надбавки к должностно­му окладу библиотекаря), в Новосибирской области (введение над­бавки за стаж работы в библиотеках, финансируемых из областного бюджета). Помимо нормативных актов, издаваемых органами госу­дарственной власти субъектов РФ, в соответствии с Трудовым ко­дексом РФ (статья 8) возможно разрабатывать и утверждать (фор­ма утверждения - коллективный договор) локальные нормативные акты, которые принимаются работодателем и действуют в пределах конкретного учреждения. Таким локальным нормативным актом мо­жет являться положение об оплате труда (надбавках, премировании), которое является юридической основой для осуществления выплат




Рис. 4


работникам данного учреждения. Причем положений в учреждении может быть несколько, по видам доплат [4].

Таким образом, анализ сложившейся системы мотивации библио­течных кадров в ЦНСХБ СО РАСХН, включающей экономические и социально-психологические факторы, позволяет сделать следующие выводы (рис. 4).

Экономическими факторами управления до реформирования ETC оплаты труда работников бюджетной сферы может служить система повышения оплаты труда за счет введения доплат и надбавок, в том числе за библиотечный стаж работы. Принятие Положений по введе­нию доплат и надбавок как локальных нормативных актов - единствен­но возможные меры повышения оплаты труда библиотечных работни­ков в настоящее время. К числу социально-психологических факторов мотивации библиотечных специалистов относится система введения гибкого графика рабочего времени, повышение квалификации как не­обходимое условие мотивации на деятельный, творческий труд, введе­ние дополнительных отпусков, льгот и социальных гарантий, требую­щих обязательного закрепления в коллективном договоре.

В современных условиях к управлению персоналом предъявляются особые требования. Нестабильное внешнее окружение, растущее чувство неуверенности и незащищенности должно быть нивелировано в условиях работы коллектива, организации, ставящей перед собой достижение опре­деленных производственных целей. Важно создать условия, при которых достижение цели организации будет совпадать с интересами человека. Тогда в организации будут работники, осознанно стремящиеся к выполне­нию намеченных планов, что является гарантом сохранения организации, а каждый человек будет получать удовлетворение своих потребностей, что является основой сохранения и развития коллектива.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты: сб. ст. и аналит. мате­риалов о состоянии библ. сферы. - М., 2002. - 222 с.

2.     Курс экономической теории / под ред. М. В. Чепурина, Е. А. Киселевой. - Киров: АСА, 1995.-624 с.

3.     Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие / И. С. Пилко. -- СПб.: Профессия, 2006. - 342 с. (Серия «Библиотека»),

4.     Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, фи­нансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов на 2006 год // Рос. газ. - 2005. - 26 дек.